Главная > идп работа диспетчера

ИДП

(приложение №2 к ПТЭ)

ДНЦ

Приложение № 19 к ИДП.
Порядок организации работы диспетчера поездного

24 пунктов

1. Диспетчер поездной руководит на участке движением поездов. Никому кроме диспетчера поездного не допускается давать оперативные указания о движении поездов на участке.

Приказы диспетчера поездного являются обязательными для исполнения работниками, связанными с движением поездов на данном участке.

Диспетчер поездной обязан:

1) обеспечивать заданные размеры движения, эффективно используя технические средства, вагонный парк, локомотивы и пропускную способность, организуя продвижение поездов, сокращение времени обработки их на железнодорожных станциях;

2) контролировать работу железнодорожных станций и принимать меры к выполнению заданий по формированию и отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов;

3) давать указания по движению поездов дежурным по железнодорожным станциям, а при необходимости и машинистам поездов;

4) осуществлять контроль за следованием поездов по перегонам, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов железнодорожными станциями, особенно при обслуживании локомотивов машинистом без помощника машиниста, при нарушениях нормальной работы устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, связи, при скрещениях и обгонах поездов;

5) принимать меры для выполнения графика движения поездов, обеспечения безопасности движения поездов, исключения нарушений установленного времени непрерывной работы локомотивных бригад.

 

Поездной диспетчер:

  • руководит движением поездов на обслуживаемом диспетчерском участке региона управления, работой единой смены станций диспетчерского участка, обеспечивает выполнение графика и безопасность движения поездов, эффективное использование локомотивов и вагонов, провозной и пропускной способности участка;
  • оценивает и прогнозирует поездное положение на участке, планирует и организует пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов, формирование и пропуск тяжеловесных, длинносоставных, соединенных поездов, контролирует продвижение поездов по перегонам, своевременный прием, пропуск и отправление поездов станциями, в том числе при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, в период проведения «окон», при обгонах и скрещениях поездов (пассажирских, длинносоставных, с опасными и негабаритными грузами и др.), контролирует режим работы локомотивных бригад;
  • принимает оперативные меры по соблюдению режима труда и отдыха локомотивных бригад, в том числе в пригородном сообщении, в случаях затруднений в пропуске поездов, вызванных нарушениями безопасности движения и нормальной работы устройств, и других нештатных ситуациях;
  • обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного задания по сдаче порожних вагонов, пропуск поездов со скоропортящимся грузом без простоев на промежуточных станциях и своевременное предоставление «окон», контролирует работу железнодорожных станций по выполнению заданий по приему, формированию и отправлению поездов, погрузке и выгрузке вагонов, выполнению качественных показателей работы, выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на железнодорожных станциях участка, оборудованного диспетчерской централизацией;
  • контролирует своевременность передачи сообщений о движении поездов и локомотивов по участку между железнодорожными станциями, дает указания дежурным по станциям по организации движения поездов, приказы о закрытии и открытии перегонов или отдельных путей перегонов, о переходе с одних на другие средства, сигнализации и связи, об отправлении поездов по неправильному пути;
  • осуществляет контроль за обеспечением безопасности движения поездов на обслуживаемом диспетчерском участке, анализирует поездное положение, нарушения работы технических средств; докладывает о нарушениях безопасности движения поездов старшему дорожному диспетчеру, принимает оперативные меры по организации аварийно-восстановительных работ на обслуживаемом диспетчерском участке и своевременному устранению неисправностей технических средств и оборудования;
  • регистрирует в журнале диспетчерских распоряжений сообщения, полученные от машинистов локомотивов и работников технических служб, о возникших неисправностях, угрожающих безопасности движения, а также информацию об их устранении.


2. Диспетчер поездной при вступлении на дежурство должен ознакомиться с поездным положением, проверить вступление на дежурство всех дежурных по железнодорожным станциям, сообщить им для сверки часов точное время, ознакомиться с положением на железнодорожных станциях, действующими на участке предупреждениями, дать железнодорожным станциям указания о предстоящей работе, в том числе по обеспечению безопасности движения.

На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, диспетчер поездной при вступлении на дежурство обязан проверить исправность технических средств и через начальников железнодорожных станций или работников железнодорожных станций, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов, ознакомиться с положением на железнодорожных станциях участка.

Порядок ознакомления диспетчера поездного (при вступлении на дежурство) с положением на железнодорожных станциях участка и проверки исправности технических средств на железнодорожных станциях с диспетчерским управлением, где не предусмотрен штат дежурных работников, устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

Прием и сдача дежурств диспетчеров поездных оформляется в журнале диспетчерских распоряжений (при его наличии) или графике исполненного движения поездов <1>.

———————————

<1> Подпункт 2.12.9 пункта 2.12 ГОСТ 34530-2019 «Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения», введенного в действие приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г., N 748-ст (М., «Стандартинформ», 2019), с изменениями ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения» («ИУС «Национальные стандарты», 2020, N 3), ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения» («ИУС «Национальные стандарты», 2021, N 8) (далее — ГОСТ 34530-2019).

 


 

График движения железнодорожных поездов — нормативно-технический документ владельца инфраструктуры, устанавливающий организацию движения поездов всех категорий на участках инфраструктуры железнодорожного транспорта, графически отображающий следование поездов на масштабной сетке в условные сутки.

Перед вступлением на дежурство диспетчер поездной знакомится с:

  • обстановкой (поездным положением на участке) по графику исполненного движения, заданием на сутки и смену,
  • положением поездов на участке и регулировочные мероприятия, намеченные дежурящим диспетчером;
  • подходом поездов с соседних участков;
  • наличием локомотивов в пунктах оборота и подхода локомотивов к этим пунктам как с поездами, так и одиночных локомотивов (следующих резервом);
  • наличием сборных поездов и вывозных локомотивов;
  • местонахождением маневровых локомотивов по станциям своего участка, а также размещение порожних и погруженных вагонов;
  • телеграммами-разрешениями на предоставление «окон»
  • с действующими диспетчерскими приказами.

Передача дежурства оформляется подписями, принимающего и сдающего диспетчеров (с указанием времени) на графике исполненного движения и в журнале диспетчерских распоряжений.

Диспетчер поездной ведет переговоры по поездной диспетчерской связи и поездной радиосвязи. Поездная диспетчерская связь имеет возможность индивидуального вызова любого пункта, одновременного вызова группы пунктов или всех пунктов (циркулярно), кроме того, обеспечивается возможность переговоров по данной связи линейных пунктов между собой, а также диспетчера с диспетчерами соседних участков.

О вступлении на дежурство диспетчер поездной объявляет работникам станций регистрируемым приказом, для чего посылкой циркулярного сигнала вызывает все станции участка, сообщает точное время для сверки часов и принимает доклады дежурных по станции о поездном положении по станции,  занятости приемо-отправочных путях (закреплении подвижного состава), наличии поездов, вагонов к отправлению, действующих предупреждениях на станциях и перегонах, исправности устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, фамилии принявших дежурство дежурных по станции и операторов. Кроме того, диспетчер поездной сообщает дежурным по станции подход поездов, порядок следования через станцию, количество вагонов в прибывающих на станцию сборных и вывозных поездах, подлежащих отцепке, знакомит с планом поездной работы на ближайший период.

Порядок вступления диспетчера поездного на дежурство представлен на рисунке 5.144.

Рисунок 5.144 – Порядок вступления на дежурство поездного диспетчера.

Рисунок 5.144 – Порядок вступления на дежурство поездного диспетчера.

Пример циркулярного приказа о вступлении на дежурство приведен на рисунке 5.145.

Пример доклада дежурного по станции приведен ниже:

««Название станции». Дежурство и приказ принял ДСП Соколова. На станции находятся поезда № 1008 на втором пути, закрепленный башмаками 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13 и № 2011 – на третьем, закрепленный башмаками 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17. Устройства СЦБ и связи работают нормально, действующих предупреждений нет, часы верны».

На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, диспетчер поездной при вступлении на дежурство обязан по контрольным приборам аппарата управления, записям в журнале диспетчерских распоряжений (формы ДУ-58), журнале осмотра (формы ДУ-46), пометкам на графике исполненного движения ознакомиться с положением на железнодорожных станциях участка и осуществить проверку исправности технических средств.

Рисунок 5.145 – Пример циркулярного приказа о вступлении на дежурство поездного диспетчера.

Рисунок 5.145 – Пример циркулярного приказа о вступлении на дежурство поездного диспетчера.

 

3. На участках, не оборудованных устройствами для автоматической записи графика исполненного движения поездов, диспетчер поездной обязан получать с железнодорожных станций, расположенных на участке, сообщения о времени прибытия, отправления или проследования каждого поезда. Получая такие сообщения, обращать внимание на соблюдение железнодорожными станциями установленной нумерации поездов с опасными грузами класса 1 (взрывчатые материалы) (далее — опасные грузы класса 1 (ВМ), негабаритными грузами, тяжеловеснымии длинносоставными, повышенной массы и длины.

Порядок передачи и регистрации сообщений на участках с интенсивным движением оборудованных устройствами для автоматической записи графика исполненного движения поездов, устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования.

 


 

Осуществляя контроль за следованием поездов, поездным положением на участке, для возможности принятия решения о дальнейшем продвижении поездов, диспетчер ведет график исполненного движения. В дальнейшем этот график используется для анализа выполненной работы по организации движения поездов.

 

4. Диспетчер поездной обязан вести график исполненного движения поездов, на котором он отмечает данные о передвижениях поездов, локомотивов, подачах, уборках вагонов, а также обо всех нарушениях, допущенных в работе, и их причинах (далее — график исполненного движения поездов).

В графике исполненного движения поездов отмечаются:

1) номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов, поезда, требующие особых условий пропуска. Номера поездов, дополненные соответствующими буквами и индексами, отмечаются с этими буквами и индексами на графике исполненного движения поездов;

2) время отправления, прибытия и проследования поездов по железнодорожным станциям участка;

3) данные об использовании локомотивов;

4) данные о поездной и грузовой работе железнодорожных станций по установленным периодам суток;

5) данные о занятии приемоотправочных железнодорожных путей на промежуточных железнодорожных станциях отдельными вагонами или составами, о количестве уложенных тормозных башмаков или стационарных устройств для закрепления вагонов;

6) информацию о снятии напряжения в контактной сети на главных и приемоотправочных железнодорожных путях железнодорожных станций, участка и перегонов;

7) сведения о действующих предупреждениях, требующих снижения скорости;

8) информацию о движении поездов по неправильному железнодорожному пути перегона и неспециализированным железнодорожным путям железнодорожных станций;

9) сведения о закрытии перегонов, железнодорожных путей перегонов, главных и приемоотправочных железнодорожных путей железнодорожных станций и устройств, обслуживающих движение;

10) сведения о задержках поездов и нарушении графика движения поездов, о причинах, их вызвавших.

При наличии на диспетчерском участке автоматизированного рабочего места, обеспечивающего автоматическое ведение графика исполненного движения, разрешается диспетчеру поездному вести график в электронном виде, контролируя достоверность выдаваемой или получаемой информации. Кроме того, на отдельных участках с интенсивным движением поездов для записи необходимых для диспетчера поездного данных, касающихся движения поездов и грузовой работы, разрешается назначать в помощь операторов или уполномоченных работников владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

 


 

На сетке графика отображают фактическое движение всех поездов, время их прибытия, отправления, проследования станций по докладам дежурных по станции или операторов при дежурных по станции. Оформляя линии хода поездов, диспетчер поездной сверяет фактическое время проследования их по станциям с расписанием. При отклонениях от расписания время опоздания или нагона на перегоне отмечают соответственно знаком плюс или минус. В случаях непредусмотренной расписанием остановки, задержки, невыдержки перегонного времени хода на графике исполненного движения указывается причина отклонения с отнесением на ответственную за нарушение графика движения поездов службу.

На участках, оборудованных устройствами для автоматической записи графика исполненного движения, ведение автоматизированного графика исполненного движения осуществляется следующим образом.

За правильность ведения графика исполненного движения отвечает поездной диспетчер; только он или с его разрешения дежурные пол станции могут выполнять какие-либо действия по работе с нитками графика.

Диспетчер осуществляет контроль соответствия фактического расписания поезда автоматически проложенным ниткам, в том числе наполнение ниток данными о структуре поезда, контроль непрерывности ниток и отсутствия дефектов в расписании, при необходимости выполняет операции с нитками графика исполненного движения (корректировку, склеивание, разрезание, ввод новой нитки, смену или присвоение номера).

Осуществляет контроль ввода пометок на станциях и перегонах, в том числе вида пометок, времени (начала и окончания) и места действия (привязки); дополнительно контролируется наличие в пометках ответственных служб и причин сбоя. При необходимости диспетчер поездной производит ввод пометок, оформляет предоставление и отмену «окон», контролирует соблюдение продолжительности предоставленных окон, фиксирует отмену окон, время их исполнения, раннего окончания, передержки.

Диспетчер поездной осуществляет контроль своевременности и правильности ввода и отмены предупреждений, при необходимости осуществляет ввод, изменение и отмену предупреждения, фиксирует нитку поезда с начальным временем выдачи предупреждения.

При приеме и сдаче дежурства диспетчер поездной вводит свою фамилию для отображения в верхнем поле графика, контролирует вступление на дежурство дежурных по станции с выводом их фамилий на график (в левое поле), сверяет действующие на участке предупреждения.

 

5. Все распоряжения по движению поездов на участке диспетчер поездной передает указаниями дежурным по железнодорожным станциям и работникам, связанным с движением поездов.

Переговоры диспетчера поездного по устройствам технологической железнодорожной электросвязи должны записываться регистратором переговоров.

 


 

Приказы диспетчера поездного регистрируют в журнале диспетчерских распоряжений формы ДУ-58. Нумерацию диспетчерских приказов ведут помесячно, начиная с нуля часов московского времени, отдельно по каждому диспетчерскому участку.

Система документированной регистрации переговоров предназначена для:

1)       Повышения безопасности движения и уровня эксплуатационной работы за счет контроля за качеством работы диспетчерского и дежурного аппарата.

2)       Расследования причин нарушений безопасности в эксплуатационной работе, выявления нарушений инструкций по безопасности движения работниками отделений дороги и железнодорожных станций с целью анализа качества работы и повышения профессионального мастерства.

3)       Повышения эффективности управления при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет прослушивания и оперативного анализа записей.

 

6. Обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений подлежат следующие указания:

1) об открытии и закрытии перегонов или отдельных железнодорожных путей перегонов (в том числе для движения электропоездов в связи со снятием напряжения);

2) о переходе с двухпутного движения на однопутное и о восстановлении двухпутного движения;

3) о прекращении и восстановлении действия систем интервального регулирования движения поездов;

4) об отправлении поездов по неправильному железнодорожному пути, не оборудованному двусторонней автоматической блокировкой, а также устройствами, обеспечивающими движение поездов по неправильному железнодорожному пути по сигналам локомотивных светофоров;

5) об отправлении поездов с разграничением временем;

6) об отправлении поездов с опасными грузами класса 1 (ВМ), негабаритными грузами и соединенных;

7) о приеме и отправлении пассажирских, почтово-багажных, грузопассажирских и людских поездов на железнодорожные пути и с железнодорожных путей, не предусмотренных для этих операций локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования), рекомендуемый образец которого представлен в приложении N 21 к Инструкции по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации, содержащейся в приложении N 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным настоящим Приказом (далее — Инструкция), а в случае его отсутствия — в соответствии с локальным нормативным актом владельца железнодорожных путей необщего пользования;

8) о назначении поездов, не предусмотренных графиком, и порядке их следования и об отмене поездов, за исключением пропуска по участку одиночных локомотивов, специального самоходного подвижного состава и хозяйственных поездов;

9) о движении поездов при неисправности автоматической локомотивной сигнализации;

10) о порядке проследования опаздывающих пассажирских поездов;

11) об открытии и закрытии раздельных пунктов, действующих не круглосуточно;

12) о передаче на резервное управление железнодорожных станций на участках с диспетчерской централизацией;

13) о выдаче и отмене непредвиденных предупреждений;

14) об изменении порядка возвращения хозяйственных поездов;

15) в случаях, предусмотренных в пунктах 16 и 24 приложения N 1 к Инструкции.

По усмотрению диспетчера поездного допускается регистрация приказов, связанных с движением поездов на участке, не указанных в подпунктах 1 — 15 настоящего пункта.

В журнале диспетчерских распоряжений должны записываться также все указания, адресованные машинистам поездов, а также все указания диспетчеров поездных соседних участков, адресованные диспетчеру поездному данного участка.

Для сокращения времени на запись диспетчерских приказов по разрешению владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) допускается применять специальные штампы с нанесенными на них текстами наиболее часто передаваемых приказов. Регистрация диспетчерских указаний с использованием автоматизированного рабочего места осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

 


 

В числе приказов диспетчера поездного, подлежащих обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений, указан приказ о порядке проследования опаздывающих пассажирских поездов.

Приказ диспетчером поездным дается только в тех случаях, когда при наличии реальной возможности он принимает решение о нагоне (сокращении времени опоздания), то есть о ликвидации или уменьшении времени опоздания пассажирского поезда за счет предоставления возможности машинисту реализовывать максимальные скорости, установленные на перегонах приказом начальника железной дороги, и беспрепятственно проследовать все раздельные пункты по зеленым огням светофоров. Для этого может потребоваться ускорение продвижения впереди идущих поездов до определенных пунктов с постановкой этих поездов под обгон, задержка отправления отдельных грузовых поездов или пригородных (кратковременно, без нарушения времени их прибытия на конечный пункт) до проследования пунктов отправления этих поездов опаздывающим пассажирским поездом и другие возможные меры.

Приказы на нагон всегда записываются в журнал ДУ-58, они передаются на все опаздывающие поезда, если есть возможность нагона. На рабочих местах диспетчеров поездных находятся специальные таблицы («таблицы нагона»), в которых указан каждый пассажирский поезд и сколько он нагоняет на каждом перегоне. Используя эти таблицы диспетчер поездной составляет график предполагаемого проследования, в приказе на нагон он указывает каждую станцию и время ее проследования. Приказ должен передаваться дежурным по станциям участка и машинистам поездов с указанием конкретного порядка действий в соответствии с приоритетностью поездов. (Например, если пригородный поезд следует впереди пассажирского, то диспетчер поездной пригородный поезд может поставить под обгон пассажирским, при этом пассажирскому передается приказ на нагон, затем -приказ на нагон пригородному поезду с уточнением, что тот следует за опаздывающим пассажирским поездом).

Регистрация таких приказов диспетчера поездного повышает ответственность работников за ввод в график пассажирских поездов, способствует исключению случаев, предпринятые для нагона опоздания действия машиниста из-за неорганизованности участников движения это не достигают необходимого результата.

Примеры приказов поездного диспетчера формы ДУ-58 приведены на рисунках 5.146 а- 5.146 д.

Рисунок 5.146 а – Пример приказа поездного диспетчера ДУ -58

Рисунок 5.146 а – Пример приказа поездного диспетчера

 

Рисунок 5.146 б – Пример приказа поездного диспетчера ДУ -58

Рисунок 5.146 б – Пример приказа поездного диспетчера

 

Рисунок 5.146 в – Пример приказа поездного диспетчера ДУ -58

Рисунок 5.146 в – Пример приказа поездного диспетчера

 

Рисунок 5.146 г – Пример приказа поездного диспетчера ДУ -58

Рисунок 5.146 г – Пример приказа поездного диспетчера

 

Рисунок 5.146 д – Пример приказа поездного диспетчера ДУ -58

Рисунок 5.146 д  – Пример приказа поездного диспетчера

 

7. Регистрируемые диспетчерские указания дежурные по железнодорожным станциям или операторы при дежурных по железнодорожным станциям записывают указания в диспетчерский журнал, а при наличии автоматизированного рабочего места дежурного по железнодорожной станции, делает отметку об ознакомлении с указаний в порядке, установленном локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

Записав диспетчерское указание или сделав соответствующую отметку с указанием фамилии, дежурный по железнодорожной станции или оператор при дежурном по железнодорожной станции дословно повторяет диспетчеру поездному его содержание, называя свою фамилию. Убедившись в правильности приема приказа, диспетчер поездной подтверждает его словом «Выполняйте».

Время проверки указания и фамилия лица, принявшего его, отмечаются в журналах диспетчерских распоряжений диспетчера поездного и дежурного журнал по железнодорожной станции.

Если указание диспетчера поездного принимает и записывает оператор при дежурном по железнодорожной станции, то последний обязан ознакомить дежурного по железнодорожной станции с содержанием указание под подпись в журнале диспетчерских распоряжений.

Указание, адресованное машинисту поезда, передается последнему диспетчером поездным или через дежурного по железнодорожной станции.

Диспетчер поездной или дежурный по железнодорожной станции должен убедиться, что переданное указание понят машинистом правильно. Фамилия машиниста и время передачи указания отмечаются в журнале диспетчерских распоряжений диспетчера поездного или дежурного по железнодорожной станции, передавшего указание.

 


 

Регистрируемые диспетчерские приказы дежурные по станции или операторы записывают в журнал диспетчерских распоряжений на станции. Записав приказ, дежурный по станции (или оператор) дословно повторяют диспетчеру поездному его содержание, называя свою фамилию. Убедившись в правильности приема приказа, диспетчер поездной подтверждает его словами «Верно, выполняйте». Время проверки приказы отмечается в графе 2 (ниже времени передачи приказа) в журналах диспетчерских распоряжений диспетчера поездного и станции. Фамилия лица, принявшего приказ, отмечается в графе 5, а на станции в этой графе расписывается лицо, принявшее приказ. Если приказ принимает оператор, то последний расписывается в графе 5 и предъявляет приказ дежурному по станции для ознакомления и расписки в прочтении (в этой же графе).

 

8. Когда диспетчерское указание адресуется нескольким железнодорожным станциям, передача текста указания для его проверки осуществляется одним из дежурных по железнодорожным станции или оператором при дежурном по железнодорожной станции по указанию диспетчера поездного, а на остальных станциях дежурные по железнодорожной станции или операторы при дежурных по железнодорожным станциям обязаны в это время проверять, правильно ли записано указание.

В случае регистрации указание диспетчера поездного оператором при дежурном по железнодорожной станции оператор обязан ознакомить дежурного по железнодорожной станции с содержанием указания под подпись в журнале диспетчерских распоряжений.


 

Диспетчер поездной сам определяет, кто из дежурных по станциям будет повторять приказ. Фамилию дежурного по станции, повторившего приказ, диспетчер поездной должен отметить у себя в журнале.

 

9. Закрытие однопутного перегона или одного или нескольких главных железнодорожных путей на двухпутном и многопутном перегонах или железнодорожных станциях производится диспетчером поездным на основании:

1) распоряжения владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) в случаях производства предусмотренных планом ремонтно-путевых, строительных или восстановительных работ, а также ремонтных работ на контактной сети;

2) требования, полученного от машиниста остановившегося в пути поезда, или требования работников подразделений пути, железнодорожной автоматики и телемеханики, связи, электроснабжения при непредвиденной неисправности железнодорожного пути, сооружений и устройств, угрожающей безопасности движения поездов.

Полученное требование диспетчер поездной обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время поступления и лицо, от которого оно поступило.

Все письменные требования, уведомления, телеграммы и телефонограммы должны храниться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.

 


 

В случае, когда машинист, передавший требование об оказании помощи, до закрытия перегона своими силами восстановил работоспособность локомотива и сообщил о возможности продолжать движение поезда самостоятельно, диспетчер поездной данное уведомление должен записать в журнале диспетчерских распоряжений в качестве отмены ранее полученного требования.

 


 

10. О закрытии перегона (железнодорожного пути) диспетчер поездной передает дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если они есть на перегоне, один из следующих указаний:

1) «Для производства … (указывается вид работ) … путь перегона … с … ч … минут закрывается для движения, кроме хозяйственных поездов N …, отправляемых на закрытый перегон (… путь перегона …) по заявке руководителя работ (указывается должность и фамилия)»;

2) «Для оказания помощи поезду N …, остановившемуся на … км, … путь перегона … с … ч … минут закрывается для движения всех поездов, кроме вспомогательного локомотива, отправляемого со станции … для вывода остановившегося поезда на станцию …» или «для подталкивания остановившегося поезда и последующего возвращения на станцию …»;

3) «Для производства восстановительных работ на … км … путь перегона … с … ч … минут закрывается для движения всех поездов, кроме восстановительных».

На двухпутных и многопутных перегонах, когда один из железнодорожных путей закрыт, по остающемуся железнодорожному пути для поездов, отправляемых в правильном направлении, а при двусторонней автоматической блокировке или автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движения поездов, в обоих направлениях сохраняются существующие системы интервального регулирования движения поездов.

При необходимости отправления по остающемуся железнодорожному пути поездов в неправильном направлении (если нет двусторонней автоматической блокировки) существующие системы интервального регулирования движения поездов по этому пути закрываются и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи с передачей указания следующего содержания:

«С … ч … минут по … пути перегона … действие блокировки закрывается и устанавливается движение поездов по телефонной связи по правилам однопутного движения».

В зависимости от поездной обстановки, указание об установлении по остающемуся железнодорожному пути движения поездов по телефонным средствам связи допускается совмещать с указанием о закрытии железнодорожного пути.

 


 

Движение поездов по телефонным средствам связи осуществляется по неправильному пути перегона, не оборудованному устройствами, позволяющими следовать поезду по показаниям локомотивного светофора при односторонней автоблокировке. Разрешением на занятие перегона при телефонных средствах связи служит путевая записка (формы ДУ-50), вручаемая машинисту локомотива.

 

11. Если одна из железнодорожных станций, ограничивающих закрываемый перегон, находится в распоряжении диспетчера поездного соседнего диспетчерского участка, то указание о закрытии согласовывается с этим диспетчером поездным и дается ему в копии.

 


 

Железнодорожная станция на границе смежных диспетчерских участков входит в состав одного из смежных участков (то есть станция является границей данного участка, включительно в него). При этом границей смежного диспетчерского участка будет считаться та же станция, только исключительно из состава участка.  В этом случае приказ о закрытии перегона должен быть адресован в копии диспетчеру поездному участка, в который входит, станция, ограничивающая перегон.

 

12. Перед передачей указания о закрытии перегона или отдельного железнодорожного пути диспетчер поездной обязан вызывать дежурных по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, предупредить их о предстоящем закрытии, сообщить фамилию и должность руководителя работ, порядок пропуска поездов по остающемуся железнодорожному пути.

 


 

При закрытии одного из путей двухпутного перегона по остающемуся пути может быть организовано двухстороннее движение. Диспетчер поездной в зависимости от систем интервального регулирования, которыми оборудован данный путь перегона, организует движение поездов: по сигналам автоблокировки в обоих направлениях; по сигналам автоблокировки по правильному пути, по показанию локомотивного светофора – по неправильному; по телефонным средствам связи.

 

13. Открытие перегона или железнодорожного пути производится диспетчером поездным после получения уведомления об устранении возникших препятствий, окончании работ и освобождении перегона в порядке, предусмотренном пунктом 21 настоящего Порядка.

Полученное уведомление диспетчер поездной обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время его поступления, должность и фамилию лица, от которого оно получено. Письменное уведомление или телефонограмма об окончании работ и возможности движения поездов должны храниться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.

 


 

Устные уведомления должны передаваться по регистрируемым каналам связи (поездной диспетчерской связи, поездной радиосвязи).

 

14. Об открытии перегона или железнодорожного пути диспетчер поездной дает дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие на перегоне имеются, приказ следующего содержания:

«Приказ N … от … числа отменяется. Движение поездов по … пути перегона … с … ч … минут восстанавливается по … (указывается система интервального регулирования движения поездов)».

 


 

Открытие перегона осуществляется с восстановлением действия той же системы интервального регулирования движения поездов, которая действовала до закрытия перегона за исключением следующих случаев:

—         на перегоне производились работы, затрагивающие работу основной системы интервального регулирования, при этом восстановление действия основной системы и открытие движения поездов являются разными этапами работ (открытие движения предусмотрено раньше восстановления основной системы интервального регулирования);

—         на перегоне производились работы по переключению с одной систему интервального регулирования на другую.

 

15. Если на двухпутном перегоне, не оборудованном устройствами для двустороннего движения по блокировке по каждому железнодорожному пути (в том числе по показаниям локомотивного светофора), диспетчер поездной при регулировании движения поездов отправляет поезд по неправильному железнодорожному пути, то после проверки свободности этого железнодорожного пути дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие на перегоне имеются, дается указание следующего содержания:

«С … ч … минут движение … (указывается четных или нечетных) поездов по … пути перегона … прекращается. Поезд N … со станции … отправьте по … неправильному пути по телефонной связи по правилам однопутного движения».

Прежде чем передать такое указание об отправлении по неправильному железнодорожному пути пассажирского поезда, в журнале диспетчерских распоряжений должно быть записано указание уполномоченного представителя владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования):

«Поезд N … со станции … отправьте по … неправильному пути».

Участие путевых постов (при их наличии) в организации движения поездов по неправильному железнодорожному пути определяется диспетчером поездным.

Получив приказ о пропуске поезда по неправильному железнодорожному пути, дежурные по железнодорожным станциям обмениваются под контролем диспетчера поездного телефонограммами.

Дежурные путевых постов (за исключением постов примыкания на однопутном перегоне с двухпутными вставками и предузловых постов, а также блок-постов) в переговорах о движении поездов по неправильному железнодорожному пути не участвуют, но об отправлении поезда они уведомляются по телефону, а время его проследования отмечают в журнале движения поездов.

При отправлении по неправильному железнодорожному пути последовательно нескольких поездов с разграничением путевыми постами, дежурные этих постов сообщают на смежные железнодорожные станции о проследовании поездов:

«Поезд N … по … неправильному пути проследовал в … ч … минут. Дежурный путевого поста».

На двухпутных электрифицированных участках с односторонней путевой блокировкой, на которых применяется одностороннее ограждение съемных подвижных единиц, время отправления поезда по неправильному железнодорожному пути при регулировании движения поездов диспетчер поездной обязан согласовать с диспетчером подразделения электроснабжения владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования). Перечень таких участков устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

Отправление поезда по неправильному железнодорожному пути на двухпутных перегонах, оборудованных двусторонней блокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движения поездов, а также устройствами, обеспечивающими движение поездов по неправильному железнодорожному пути по сигналам локомотивных светофоров, осуществляется по устному указанию диспетчера поездного и после переключения блокировки на соответствующее направление движения.

 


 

Отправление поездов по неправильному пути – один из регулировочных приемов диспетчерского управления движением поездов. Неправильный путь при работе в штатном режиме использует, когда на участке накопились поезда одного направления, в противоположном направлении их количество незначительное. Диспетчер поездной организует параллельное движение по обоим главным путям в одном направлении.

Приказ, разрешающий диспетчеру поездному отправить пассажирский поезд по неправильному пути, подписывает диспетчер по управлению перевозками района управления.

Перечень двухпутных электрифицированных участков с односторонней путевой блокировкой, на которых применяется одностороннее ограждение съемных подвижных единиц утверждается начальником региональной Дирекции управления движением ОАО «РЖД» распоряжением ОАО «РЖД» от  1  июня  2011 г. № 1200р.

 

16. По получении уведомления с железнодорожной станции о прибытии поезда по неправильному железнодорожному пути диспетчер поездной восстанавливает на перегоне нормальное движение передачей указания следующего содержания:

«Указание N … от … числа отменяется. С … ч … минут по … пути перегона … восстанавливается движение … (указывается четных или нечетных) поездов по … (указывается система интервального регулирования движения поездов)».

 


 

Запись в журнал диспетчерских распоряжений указанного уведомления не требуется, поскольку время прибытия поезда фиксируется в журнале поездных телефонограмм, журнале движения поездов и локомотивов на станции и на графике исполненного движения у диспетчера поездного.

 

17. В случае необходимости отправления с железнодорожной станции поезда с остановкой на перегоне, не предусмотренной графиком движения (для посадки и высадки людей, погрузки и выгрузки грузов), с последующим прибытием на смежную железнодорожную станцию или с возвращением на железнодорожную станцию отправления, диспетчер поездной в соответствии с поездной обстановкой дает разрешение дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, на отправление поезда, указывая время отправления поезда и продолжительность занятия им перегона (железнодорожного пути перегона).

Машинистам поездов, а также работникам, руководящим посадкой и высадкой людей, погрузкой и выгрузкой грузов, при отправлении таких поездов выдаются соответствующие предупреждения. После остановки на перегоне машинисты этих поездов возобновляют движение по сигналам указанных работников.

Диспетчер поездной или по его указанию дежурные по железнодорожным станциям при отправлении на перегон последующих попутных поездов обязаны уведомлять машинистов этих поездов посредством устройств технологической железнодорожной электросвязи о месте неграфиковой остановки поезда с указанием километра и пикета.

Отправление хозяйственных поездов, специального самоходного подвижного состава на закрытые перегоны (железнодорожные пути) осуществляется в порядке, предусмотренном в приложении N 9 к Инструкции.

 


 

Требование к диспетчеру поездному и дежурному по станции уведомлять по радиосвязи машинистов поездов, следующих за поездом (на перегонах, оборудованных автоблокировкой или автоматической локомотивной сигнализации, действующей как самостоятельная система регулирования движения поездов), имеющим неграфиковую остановку на перегоне, относится к тем случаям, когда эта остановка заранее предусматривается при отправлении поезда с выдачей машинисту соответствующего предупреждения.

 

18. Получив сообщение о неисправности на перегоне (железнодорожном пути) систем интервального регулирования движения поездов, диспетчер поездной записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по железнодорожным станциям свободность перегона (железнодорожного пути), передает указание следующего содержания об установлении движения по телефонным средствам связи:

«Ввиду неисправности (указывается система интервального регулирования движения поездов) на перегоне (или по … пути перегона) с … ч … минут движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи по правилам … (однопутного или двухпутного) движения».

 


 

На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, диспетчер поездной оформляет запись о неисправности системы интервального регулирования движения поездов на перегоне в журнале формы ДУ-58.

 

19. При наличии на перегонах путевых постов, приказ диспетчера поездного о прекращении или восстановлении действия систем интервального регулирования движения поездов передается также дежурным путевых постов, при этом в зависимости от обстановки прекращение или восстановление действия системы интервального регулирования движения поездов производится на всем межстанционном перегоне или отдельно на каждом свободном межпостовом перегоне.

 


 

Решение о прекращении или восстановлении действия системы интервального регулирования движения поездов на всем межстанционном перегоне или отдельно на каждом свободном межпостовом перегоне принимает диспетчер поездной только когда в порядке регулировки организуется движение поездов не по основным системам интервального регулирования. В случае неисправности, восстановление основных средств интервального регулирования возможно только после уведомления, полученного от ответственного работника хозяйства автоматики и телемеханики.

 

20. После получения уведомления о восстановлении действия систем интервального регулирования движения поездов, диспетчер поездной записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по железнодорожным станциям свободность перегона (железнодорожного пути), дает дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, указание следующего содержания:

«Приказ N … отменяется. С … ч … минут движение поездов на перегоне … (по … пути перегона) восстанавливается по … (указывается система интервального регулирования движения поездов)».

С указанного времени железнодорожные станции переходят на тот вид связи, который будет предусмотрен в указании диспетчера поездного.

На двухпутных перегонах, оборудованных автоматической блокировкой для движения в одном направлении, приказ о восстановлении действия автоматической блокировки разрешается передавать до освобождения перегона от поездов, отправленных по правильному железнодорожному пути.

 


 

На двухпутных перегонах, оборудованных автоматической блокировкой для движения в одном направлении, приказ о восстановлении действия автоматической блокировки до освобождения перегона от поездов, отправленных по правильному железнодорожному пути, обусловлено действие на перегоне «правил двухпутного движения». В ТРА станций, ограничивающих такой перегон, должна быть указана специализация направления пути перегона (то есть для какого направления движения поездов он является правильным).

 

21. Открытие или закрытие раздельных пунктов или вспомогательных постов, работающих не круглосуточно, производится в порядке, утверждаемом владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования), и оформляется указание диспетчера поездного, передаваемым дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающих перегон:

«Действие поста … км с … ч … минут открыто (закрыто)».

 


 

После закрытия раздельного пункта движение поездов будет осуществляться на «удлиненном» перегоне между двумя раздельными пунктами с обеих сторон от закрытого раздельного пункта. Указанный приказ передается на закрываемый раздельный пункт, а также на соседние раздельные пункты с обеих сторон от закрываемого. Аналогично передается приказ на открытие раздельного пункта.

 

22. На участках с электрической тягой диспетчер поездной должен работать во взаимодействии с диспетчером подразделения электроснабжения владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) и принимать меры по обеспечению нормальной работы устройств электроснабжения.

При повреждениях контактной сети, отключениях тяговых подстанций или снижении их мощности, диспетчер поездной совместно с диспетчером подразделения электроснабжения владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) определяет порядок пропуска поездов по участкам.

В период гололедообразования диспетчер поездной по заявкам диспетчера подразделения электроснабжения владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) предоставляет время, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным железнодорожным путям перегона или железнодорожной станции для плавки в контактной сети гололеда.

 


 

В следствии обледенения контактного провода возникает риск его «пережога». Явление «пережога» объясняется возникновением дуги между проводом и полозом токоприёмника. Температура дуги начинается от 4000°С, контактный провод перегревается и отгорает. В связи с чем в период гололедообразования требуется особый контроль за состоянием контактной сети и своевременное принятие мер по обеспечению плавки в контактной сети гололеда.

 

23. При неисправности поездной диспетчерской связи движение поездов производится без участия диспетчера поездного дежурными по железнодорожным станциям.

При неисправности поездной диспетчерской связи диспетчер поездной и дежурные по железнодорожным станциям делают соответствующие записи в журнале диспетчерских распоряжений.

О восстановлении действия поездной диспетчерской связи диспетчер поездной уведомляет всех дежурных по железнодорожной станции регистрируемым указанием.

 


 

Если поездная диспетчерская связь восстановлена на всем участке, то диспетчер поездной передает циркулярный приказ.  В остальных случаях приказ передается на станции, с которыми поездная диспетчерская связь была прервана.

 

24. Порядок работы диспетчеров поездных, где штат работников, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов на железнодорожных станциях не предусмотрен, устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

 


 

Порядок работы диспетчеров поездных, где штат работников, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов на железнодорожных станциях не предусмотрен, а также перечень таких участков и станций утверждается приказом начальника региональной Дирекции управления движением ОАО «РЖД», в соответствии с распоряжением ОАО  «РЖД» от 1 июня 2011 г. № 1200р.

 

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх